Александр Васильевич Суворов

«Готовься в войне к миру, а в мире к войне.»

Анатолий Серегин

Загадка «итальянского черновика». Когда же родился Суворов?

К 275-летию со дня рождения А.В. Суворова

Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1729 года — так писали историки и сувороведы в ХIХ веке. Сегодня растиражирован 1730-й. Считаю своим долгом возразить и приведу описание того, как появилась и укоренилась эта ошибка.

Начнем с того, что сам Александр Васильевич ни в одном официальном документе не указал ни даты, ни места своего рождения. Когда же великого полководца похоронили в Александро-Невской лавре, то надпись на первом надгробии гласила: «Здесь лежит Суворов. Генералиссимус Кн. Италийский Гр. Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Род. 1729 г. Ноября 13-го дня. Скончался 1800 г. Мая 6-го дня. Тезоименитство его Ноября 24-го». Эпитафию составил граф Дмитрий Хвостов, женатый на племяннице полководца и по родственным понятиям того времени сам приходившийся Суворову племянником. Знакомые в шутку говорили, что Хвостов больше знает о своем дядюшке, чем тот о себе...

Однако вскоре вдова полководца Варвара Ивановна в письме к Хвостову указала другой год — 1730-й. Возражений не последовало.

Почти все суворовские бумаги первоначально хранились у Хвостова, а после его смерти у его вдовы. От нее они перешли к внуку полководца, боевому офицеру Александру Аркадьевичу Суворову, много сделавшему для увековечения памяти своего великого деда. Конечно же, и племянник, и внук знали содержание документов, в том числе «итальянского черновика», главного виновника путаницы.

В 1884 г. после смерти внука великого полководца его рукописи были переданы правнуком Аркадием Александровичем при содействии генерал-лейтенанта А.Ф. Петрушевского в Санкт-Петербургскую Императорскую публичную библиотеку. Петрушевский, один из авторитетных тогда биографов Суворова, ознакомившись с черновиком, высказал такое мнение: «1730 год следует считать годом его рождения скорее, чем всякий другой».

Но что представляет собой «итальянский черновик»? На небольшом листе первой строкой А.В. Суворов написал: «Я родился 1730 г. 13 ноября». Нетрудно убедиться, что написано это было в спешке и по памяти, потому как чуть ниже полководец допустил еще одну ошибку, указав, что первым его офицерским чином был подпоручик, в то время как все документы подтверждают чин поручика. Доведя свою запись до 1756 года, он внезапно прекратил ее, даже не поставив точку... Вероятно, его чем-то отвлекли, и он к тексту уже не вернулся.

Понятно, что черновик на итальянском языке предназначался не для российского читателя и уж тем более не как документ, адресованный в государственные учреждения Российской империи: все делопроизводство в нашем Отечестве велось только на русском языке.

Мнения многих исследователей жизни А.В. Суворова сходятся на том, что черновик написан в Петербурге в феврале — начале марта 1799 года, когда готовилась биографическая справка командующем союзными русско-австрийскими войсками. Возникает вопрос, почему Александр Васильевич себя «омолодил». Объяснение, думается, такое.

К 100-ЛЕТИЮ кончины генералиссимуса вышла книга его знаменитого биографа А.И. Красницкого «Русский — чудо-вождь». Слово автору: «Александр Суворов родился 13 ноября 1729 года, в день Иоанна Златоуста, через четыре года после кончины Петра Великого, в год рождения императрицы Екатерины II и смерти Меньшикова и в последний год царствования Петра II». Год рождения, число и месяц прописаны с такой точностью, подробностью и настойчивостью, словно кто-то навязывает другую дату. Действительно, уже тогда стал известен «итальянский черновик» и Красницкий отстаивает 1729-й. А теперь главное: обратите внимание на последнее уточнение биографа — «...в последний год царствования Петра II».

Известно, что Петр II скончался в Москве в ночь на 19 января 1730 года. Последним календарным годом царствования императора Красницкий называет 1729-й, а не восемнадцать дней 1730-го. Очевидно, этот же прием использует и наш великий Суворов, ведя счет своего возраста с первого календарного года в своей жизни — 1730-го и пренебрегая полуторамесячным появлением на Свет Божий в 1729 году. Вот и вся разгадка, почему Александр Васильевич писал: «Я родился 1730 г. 13 ноября». К сожалению, Об этом приеме русского языка многие в наше время не знают, поэтому указывают ошибочный календарный 1730-й как юридический. Официальной датой рождения А.В. Суворова следует считать13 (24) ноября 1729 года.

Источник: газета «Красная Звезда», 27 ноября 2004 г.

Севастополь объединил воспитанников трёх военных училищ

23.12.2015
Под крышей Севастопольского президентского кадетского училища собрались воспитанники трёх военных учреждений России. Более 350 человек приехало для обмена опытом, оздоровления и отдыха в стенах лучшего кадетского училища полуострова.

Любовь и бунт в Елабужском музее

18.12.2015
Масштабная экспозиция в историко-архитектурном музее г. Елабуга, посвящённая пушкинскому наследию, пугачёвскому восстанию и образованию Оренбургской губернии, определённо заслуживает внимания. 150 уникальных экспонатов объединены в трёх крупных разделах. В экспозиции представлены элементы интерьера казачьего быта, национальные костюмы, праздничная и свадебная атрибутика XIX в.

Старинный дар молодому музею

15.12.2015
Историко-краеведческий музей ковровского района не может похвастаться долгой биографией. Образованный только в 2000 году, он ещё не сумел стать значимым памятником культуры и хранителем наследия великих ценностей. Однако первый серьёзный вклад в фонд музея внёс бывший житель ковровского района, ныне – столичный коллекционер, предоставивший в ведение музея богатую коллекцию предметов старины, в том числе ценной графики и элементов мебели.