Александр Васильевич Суворов

«Благость и милосердие потребны героям.»

«Памятник Суворову», г. Москва

«Памятник Суворову», г. Москва
«Памятник Суворову», г. Москва

Жизнь великого русского полководца, генералиссимуса А. В. Суворова была неразрывно связана с Москвой. В 1977 году Совет Министров СССР принял постановление о сооружении в Москве памятника фельдмаршалу, и в 1980-м, к его 250-летию, был проведен конкурс на лучший проект.

Победители конкурса - скульптор О. К. Комов и архитектор В. А. Нестеров - одни из немногих сумели преодолеть давление давно укоренившегося стереотипа образа А. В. Суворова, идущего от знаменитого памятника работы М. И. Козловского в Санкт-Петербурге. Там в характерной для классицизма манере великий военачальник аллегорически представлен в образе античного бога войны Марса.

О. К. Комов избрал реалистический вариант трактовки образа, создав замечательный характерный портрет, физиономически точный и пластически соответствующий темпераменту прототипа.

По воспоминаниям современников, «князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский, среднего роста, взвилистый, сухощавый, имел лицо, покрытое морщинами, большой рот, взгляд быстрый и часто грозный, волосы седые как лунь; был жесток и сострадателен, горд и доступен, снисходителен и склонен к насмешкам; скор во всех своих действиях: никогда не ходил, а бегал; не ездил верхом — скакал».

Стройная, субтильная фигура, классическая в пропорциях, удивительно «собранная» и гармоничная по пластике, вся как бы пронизана внутренним движением: задорно подбоченившись, пожилой фельдмаршал, кажется, притопывает ногой, нетерпеливо выслушивая донесение или ожидая известия. Длинный походный плащ помогает придать хрупкой фигуре устойчивость, органично связывая ее с пьедесталом. Именно походное, не парадное облачение фельдмаршала, держащего к тому же в руке подзорную трубу, прежде всего характеризует его как человека деятельного, энергичного, далекого от салонной светскости, и лишает памятник всякого налета официальности.

Живое, открытое лицо с присущим прообразу несколько ироничным выражением словно обращено к зрителю - голова дана в наклонном ракурсе.

Скульптор позаботился не только о максимальном портретном сходстве, но и о точности характерных деталей. Например, Суворов изображен лишь с одним орденом - самым любимым им орденом Святой Анны, единственным, который он носил всегда.

Живой темперамент портрета, внутренняя динамика фигуры хорошо уравновешиваются и как бы «стабилизируются» мощным цилиндрическим постаментом из красного полированного гранита. Реминисценции классической типологии «статуя на колонне» — единственное, пожалуй, что связывает московский и санкт-петербургский памятники.

Очень удачен выбор места для установки монумента — это площадь Коммуны (ныне — Суворовская) перед Театром Российской Армии, где во времена Суворова находился инвалидный дом для военных ветеранов. Неподалеку — Культурный центр Вооруженных Сил РФ. Таким образом, и историческая, и современная топография вполне соответствуют образу памятника. Кроме того, степень его удаленности от громады здания театра, возвышающегося к тому же на ступенчатом подиуме, рассчитана таким образом, чтобы строгий и стройный силуэт монумента не «потерялся» на фоне многопрофильных стен.

Несмотря на тематическую включенность памятника в определенный городской микроансамбль, он представляет собой вполне самостоятельную градостроительную единицу, организуя вокруг себя небольшую площадку, по бокам которой установлены шесть старинных орудий, и сквер.

Торжественное открытие памятника состоялось 17 февраля 1982 года.

Любой тур в италию сопровождается чудодейственным отдыхом на морском побережье.

Севастополь объединил воспитанников трёх военных училищ

23.12.2015
Под крышей Севастопольского президентского кадетского училища собрались воспитанники трёх военных учреждений России. Более 350 человек приехало для обмена опытом, оздоровления и отдыха в стенах лучшего кадетского училища полуострова.

Любовь и бунт в Елабужском музее

18.12.2015
Масштабная экспозиция в историко-архитектурном музее г. Елабуга, посвящённая пушкинскому наследию, пугачёвскому восстанию и образованию Оренбургской губернии, определённо заслуживает внимания. 150 уникальных экспонатов объединены в трёх крупных разделах. В экспозиции представлены элементы интерьера казачьего быта, национальные костюмы, праздничная и свадебная атрибутика XIX в.

Старинный дар молодому музею

15.12.2015
Историко-краеведческий музей ковровского района не может похвастаться долгой биографией. Образованный только в 2000 году, он ещё не сумел стать значимым памятником культуры и хранителем наследия великих ценностей. Однако первый серьёзный вклад в фонд музея внёс бывший житель ковровского района, ныне – столичный коллекционер, предоставивший в ведение музея богатую коллекцию предметов старины, в том числе ценной графики и элементов мебели.