«Памятник Суворову», г. Москва
Жизнь великого русского полководца, генералиссимуса А. В. Суворова была неразрывно связана с Москвой. В 1977 году Совет Министров СССР принял постановление о сооружении в Москве памятника фельдмаршалу, и в 1980-м, к его 250-летию, был проведен конкурс на лучший проект.
Победители конкурса - скульптор О. К. Комов и архитектор В. А. Нестеров - одни из немногих сумели преодолеть давление давно укоренившегося стереотипа образа А. В. Суворова, идущего от знаменитого памятника работы М. И. Козловского в Санкт-Петербурге. Там в характерной для классицизма манере великий военачальник аллегорически представлен в образе античного бога войны Марса.
О. К. Комов избрал реалистический вариант трактовки образа, создав замечательный характерный портрет, физиономически точный и пластически соответствующий темпераменту прототипа.
По воспоминаниям современников, «князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский, среднего роста, взвилистый, сухощавый, имел лицо, покрытое морщинами, большой рот, взгляд быстрый и часто грозный, волосы седые как лунь; был жесток и сострадателен, горд и доступен, снисходителен и склонен к насмешкам; скор во всех своих действиях: никогда не ходил, а бегал; не ездил верхом — скакал».
Стройная, субтильная фигура, классическая в пропорциях, удивительно «собранная» и гармоничная по пластике, вся как бы пронизана внутренним движением: задорно подбоченившись, пожилой фельдмаршал, кажется, притопывает ногой, нетерпеливо выслушивая донесение или ожидая известия. Длинный походный плащ помогает придать хрупкой фигуре устойчивость, органично связывая ее с пьедесталом. Именно походное, не парадное облачение фельдмаршала, держащего к тому же в руке подзорную трубу, прежде всего характеризует его как человека деятельного, энергичного, далекого от салонной светскости, и лишает памятник всякого налета официальности.
Живое, открытое лицо с присущим прообразу несколько ироничным выражением словно обращено к зрителю - голова дана в наклонном ракурсе.
Скульптор позаботился не только о максимальном портретном сходстве, но и о точности характерных деталей. Например, Суворов изображен лишь с одним орденом - самым любимым им орденом Святой Анны, единственным, который он носил всегда.
Живой темперамент портрета, внутренняя динамика фигуры хорошо уравновешиваются и как бы «стабилизируются» мощным цилиндрическим постаментом из красного полированного гранита. Реминисценции классической типологии «статуя на колонне» — единственное, пожалуй, что связывает московский и санкт-петербургский памятники.
Очень удачен выбор места для установки монумента — это площадь Коммуны (ныне — Суворовская) перед Театром Российской Армии, где во времена Суворова находился инвалидный дом для военных ветеранов. Неподалеку — Культурный центр Вооруженных Сил РФ. Таким образом, и историческая, и современная топография вполне соответствуют образу памятника. Кроме того, степень его удаленности от громады здания театра, возвышающегося к тому же на ступенчатом подиуме, рассчитана таким образом, чтобы строгий и стройный силуэт монумента не «потерялся» на фоне многопрофильных стен.
Несмотря на тематическую включенность памятника в определенный городской микроансамбль, он представляет собой вполне самостоятельную градостроительную единицу, организуя вокруг себя небольшую площадку, по бокам которой установлены шесть старинных орудий, и сквер.
Торжественное открытие памятника состоялось 17 февраля 1982 года.