Всемерно одобряя инициативу командного состава армии, устав разрешал офицеру, если он, получив перед боем приказ, обратит внимание на то, что может принести «вред или несчастие» или, наоборот, пользу дела, — «сие честно своему командиру донесть». А если позволит время, подать свое «мнение» об этом генералу или даже фельдмаршалу.
|
В уставе яркими красками нарисованы черты полководца, как вождя армии. Военачальник, говорилось в нем, должен быть прозорлив и бдителен, в любой обстановке руководить армией «с предзрительным промышлением, как мудрому командующему генералу надлежит», «бодрое око иметь на неприятельскую помощь», знать силы и предугадывать намерения противника, «о неприятеле накрепко разведывать». Полководец обязан быть требователен к подчиненным, «ибо ничто так люден ко злу не приводит, как слабая команда»; в то же время он должен быть справедлив с подчиненными – награждать за действительные заслуги, наказывать соответственно важности проступка.
|
Сребролюбие», как и «похлебство» (угождение по родству, дружбе или корысти), не оправдывались ни «милосердием» к провинившемуся, ни стремлением к популярности. Так поступающий «храмину свою на песке созидает без твердого основания», — замечалось в уставе. При решении боевой задачи командующий генерал получал полную самостоятельность в распоряжении вверенными ему силами и средствами. Перед сражением он должен был лично произвести рекогносцировку; занять выгодные позиции и пути сообщения; укрепить, если необходимо, позиции «редутами и транжаментами»; далее, учредить боевой порядок всей армии (пехоты, кавалерии, артиллерии); выделить резерв; отвести обоз в безопасное место. Общая инструкция не должна была сковывать инициативу и предприимчивость.
|
В 1783 г. в Петербурге был открыт Медико-хирургический институт, в котором преподавание велось на немецком языке. В то же время в двух медицинских училищах — в Москве и Петербурге— науки преподавались «на русском языке». Основанная при главных госпиталях Петербурга Медико-хирургическая академия, по докладу Медицинской коллегии, находилась в «цветущем состоянии» — при ней имелись библиотека, ботанический сад, кабинеты анатомии, химии, хирургии.
|
В «обширное для жилища учащихся здание» поступали молодые люди «из природных россиян», преимущественно студенты духовных семинарий, овладевшие латынью. По предложению Медицинской коллегии в 1802 г. институт был объединен с академией. Лекции студентам, находящимся на казенном содержании, профессора по их желанию могли читать на русском и немецком языках. Студенты проходили практику в госпиталях, получали деньги на приобретение книг, хирургических инструментов, а при выпуске — по 25 руб. единовременно «на обзаведение».
|
Сложившаяся система чинопроизводства в армии, подготовка офицерских и унтер-офицерских кадров через различные военные школы в значительной мере компенсировали последствия Манифеста о вольности дворянства 1762 г., нарушившего вековой принцип обязательной военной или государственной службы дворян. Военная служба дворян поощрялась высокой оплатой генеральских и офицерских должностей, постоянным увеличением размеров денежного жалованья, различными привилегиями на службе и в гражданской жизни.
|