Александр Васильевич Суворов

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

автономная канализация топас для дачи продается здесь: www.mega-topas.ru .
mega-topas.ru

Фото → Российская армия 18 века. ч.3

Важным положением устава 1716 г. было запрещение офицерам использовать солдат на работах, не относящихся к исполнению военной службы. Офицер, который заставил солдата выполнять свою пар­тикулярную (частную) или «трудную и тяжкую работу», сказано в уставе, «лишится чести, чина и имения своего». Только ради «малой и легкой помощи» или «своим портным или сапожничьим ремеслом» и за особую плату солдат мог по просьбе офицера с уведомлением об этом старшего по чину услужить своему командиру.
Важным положением устава 1716 г. было запрещение офицерам использовать солдат на работах, не относящихся к исполнению военной службы. Офицер, который заставил солдата выполнять свою пар­тикулярную (частную) или «трудную и тяжкую работу», сказано в уставе, «лишится чести, чина и имения своего». Только ради «малой и легкой помощи» или «своим портным или сапожничьим ремеслом» и за особую плату солдат мог по просьбе офицера с уведомлением об этом старшего по чину услужить своему командиру.
Две основные идеи можно выделить в положениях устава 1716 г. об офицерах: высокие требования к моральным и боевым качествам и доверие к боевой инициативе командиров. Устанавливая «добрый порядок» в армии, устав строго регламентировал отношения старших и младших чинов, их служебные обязанности и ответственность.
Две основные идеи можно выделить в положениях устава 1716 г. об офицерах: высокие требования к моральным и боевым качествам и доверие к боевой инициативе командиров. Устанавливая «добрый порядок» в армии, устав строго регламентировал отношения старших и младших чинов, их служебные обязанности и ответственность.
Деление офицеров на три группы (унтер-, обер- и штаб-офицеров) вносило четкий распорядок, создавало единую снизу доверху организацию, ос­нованную на новых представлениях о единоначалии и дисциплине офицерского состава и генералитета. Личная храбрость и повседневное изучение военного дела в теории и на практике были основными требованиями к офицерам, необходимыми для повышения в чине.
Деление офицеров на три группы (унтер-, обер- и штаб-офицеров) вносило четкий распорядок, создавало единую снизу доверху организацию, ос­нованную на новых представлениях о единоначалии и дисциплине офицерского состава и генералитета. Личная храбрость и повседневное изучение военного дела в теории и на практике были основными требованиями к офицерам, необходимыми для повышения в чине.
Всемерно одобряя инициативу командного состава армии, устав разрешал офицеру, если он, получив перед боем приказ, обратит внимание на то, что может принести «вред или несчастие» или, наоборот, пользу дела, — «сие честно своему командиру донесть». А если позволит время, подать свое «мнение» об этом генералу или даже фельдмаршалу.
Всемерно одобряя инициативу командного состава армии, устав разрешал офицеру, если он, получив перед боем приказ, обратит внимание на то, что может принести «вред или несчастие» или, наоборот, пользу дела, — «сие честно своему командиру донесть». А если позволит время, подать свое «мнение» об этом генералу или даже фельдмаршалу.
В уставе яркими красками нарисованы черты полководца, как вождя армии. Военачальник, говорилось в нем, должен быть прозорлив и бдителен, в любой обстановке руководить армией «с предзрительным промышлением, как мудрому командующему генералу надлежит», «бодрое око иметь на неприятельскую помощь», знать силы и предугадывать намерения противника, «о неприятеле накрепко разведывать». Полководец обязан быть требователен к подчиненным, «ибо ничто так люден ко злу не приводит, как слабая команда»; в то же время он должен быть справедлив с подчиненными – награждать за действительные заслуги, наказывать соответственно важности проступка.
В уставе яркими красками нарисованы черты полководца, как вождя армии. Военачальник, говорилось в нем, должен быть прозорлив и бдителен, в любой обстановке руководить армией «с предзрительным промышлением, как мудрому командующему генералу надлежит», «бодрое око иметь на неприятельскую помощь», знать силы и предугадывать намерения противника, «о неприятеле накрепко разведывать». Полководец обязан быть требователен к подчиненным, «ибо ничто так люден ко злу не приводит, как слабая команда»; в то же время он должен быть справедлив с подчиненными – награждать за действительные заслуги, наказывать соответственно важности проступка.
Сребролюбие», как и «похлебство» (угождение по родству, дружбе или корысти), не оправдывались ни «милосердием» к провинившемуся, ни стремлением к популярности. Так поступающий «храмину свою на песке созидает без твердого основания», — замечалось в уставе. При решении боевой задачи командующий генерал получал полную самостоятельность в распоряжении вверенными ему силами и средствами. Перед сражением он должен был лично произвести рекогносцировку; занять выгодные позиции и пути сообщения; укрепить, если необходимо, позиции «редутами и транжаментами»; далее, учредить боевой порядок всей армии (пехоты, кавалерии, артиллерии); выделить резерв; отвести обоз в безопасное место. Общая инструкция не должна была сковывать инициативу и предприимчивость.
Сребролюбие», как и «похлебство» (угождение по родству, дружбе или корысти), не оправдывались ни «милосердием» к провинившемуся, ни стремлением к популярности. Так поступающий «храмину свою на песке созидает без твердого основания», — замечалось в уставе. При решении боевой задачи командующий генерал получал полную самостоятельность в распоряжении вверенными ему силами и средствами. Перед сражением он должен был лично произвести рекогносцировку; занять выгодные позиции и пути сообщения; укрепить, если необходимо, позиции «редутами и транжаментами»; далее, учредить боевой порядок всей армии (пехоты, кавалерии, артиллерии); выделить резерв; отвести обоз в безопасное место. Общая инструкция не должна была сковывать инициативу и предприимчивость.
Командующий являлся единоначальником, его приказы были обязательны для всех. Этот принцип устав 1716 г. сочетал с принципом коллегии: «Главные и великие дела и всякие начинания без консилии (т. е. без совета.) генералов никогда не чинить». Но военный совет являлся лишь совещательным органом при командующем, призванным облегчить ему управление армией, ориентировать генералитет армии в обстановке.
Командующий являлся единоначальником, его приказы были обязательны для всех. Этот принцип устав 1716 г. сочетал с принципом коллегии: «Главные и великие дела и всякие начинания без консилии (т. е. без совета.) генералов никогда не чинить». Но военный совет являлся лишь совещательным органом при командующем, призванным облегчить ему управление армией, ориентировать генералитет армии в обстановке.
Устав 1716 г. на многие десятилетия вперед предопределил структуру русской регулярной армии. Он вводил войсковые соединения — дивизии и бригады, состав которых определялся «по случаю». В армии выделялся корпус-резерв, который мог при большом войске «из многих полков состоять». Он служил «для прикрытия у артиллерии и крыльев» (т. е. Флангов боевого порядка), «для сикурса (поддержки, выручки.), где неприятельскому нападению наивяще чают быть», для отражения неприятельских вылазок из осажденной крепости или помощи своему гарнизону, отбивающему атаки врага. В действующей армии выделялся также особый легкий корпус — корволант. Он придавался «к некоторому делу в команду генералу» и составлял 6—7 тыс. человек кавалерии и конной пехоты с легкой артиллерией для захвата и нарушения коммуникаций противника, нападения на его тылы.
Устав 1716 г. на многие десятилетия вперед предопределил структуру русской регулярной армии. Он вводил войсковые соединения — дивизии и бригады, состав которых определялся «по случаю». В армии выделялся корпус-резерв, который мог при большом войске «из многих полков состоять». Он служил «для прикрытия у артиллерии и крыльев» (т. е. Флангов боевого порядка), «для сикурса (поддержки, выручки.), где неприятельскому нападению наивяще чают быть», для отражения неприятельских вылазок из осажденной крепости или помощи своему гарнизону, отбивающему атаки врага. В действующей армии выделялся также особый легкий корпус — корволант. Он придавался «к некоторому делу в команду генералу» и составлял 6—7 тыс. человек кавалерии и конной пехоты с легкой артиллерией для захвата и нарушения коммуникаций противника, нападения на его тылы.
Устав подробно определял задачи полевой, полковой и осадной артиллерии, военно-инженерных частей, подкопщиков, минеров, саперных и понтонных команд.
Устав подробно определял задачи полевой, полковой и осадной артиллерии, военно-инженерных частей, подкопщиков, минеров, саперных и понтонных команд.
Таким образом, сочетание и увязка всех родов оружия, всех тактических и технических средств армии для достижения успеха с наименьшими потерями являлись одной из самых характерных черт устава. Первый оригинальный русский военный устав отразил крупные успехи в развитии вооруженных сил России и сыграл огромную роль в укреплении обороноспособности страны.
Таким образом, сочетание и увязка всех родов оружия, всех тактических и технических средств армии для достижения успеха с наименьшими потерями являлись одной из самых характерных черт устава. Первый оригинальный русский военный устав отразил крупные успехи в развитии вооруженных сил России и сыграл огромную роль в укреплении обороноспособности страны.
При преемниках Петра, особенно в безвременье правления аристократов «верховников» и лихолетье «бироновщины» и «миниховщины», «наука побеждать» была предана забвению. Редкое в истории монархий Европы казнокрадство и расточительство целых семейных клик остзейских, браунгшвейгских, голштинских, мекленбургских выходцев, их многочисленных клевретов, захвативших руководство высшими органами государственного управления, ведавшими армией, финансами, мануфактурами и т. д., самым пагубным образом отразились на положении вооруженных сил государства и сопровождались такими отступлениями от принципов их строительства, выработанных тяжелым опытом двадцатилетней Северной войны, что нередко граничили с изменой национальным интересам России.
При преемниках Петра, особенно в безвременье правления аристократов «верховников» и лихолетье «бироновщины» и «миниховщины», «наука побеждать» была предана забвению. Редкое в истории монархий Европы казнокрадство и расточительство целых семейных клик остзейских, браунгшвейгских, голштинских, мекленбургских выходцев, их многочисленных клевретов, захвативших руководство высшими органами государственного управления, ведавшими армией, финансами, мануфактурами и т. д., самым пагубным образом отразились на положении вооруженных сил государства и сопровождались такими отступлениями от принципов их строительства, выработанных тяжелым опытом двадцатилетней Северной войны, что нередко граничили с изменой национальным интересам России.
Вместо обучения солдат тому, как «в бою поступать», воцарилась плацпарадная, по прусским образцам, бессмысленная с военной точки зрения жестокая муштра. От офицеров и солдат стали требовать беспрекословного, слепого исполнения «диспозиций», начертанных в кабинетах. Произошел даже возврат к прошлому. Например, миниховское походное «каре» было всего лишь немецким названием того порядка, какой на Руси в XVII в. называли «полкохождением» войска в оцеплении обоза. На поле боя солдат также строили «по-миниховски» — большим каре, внутри которого находились обоз и конница, — отчего армия несла большие потери.
Вместо обучения солдат тому, как «в бою поступать», воцарилась плацпарадная, по прусским образцам, бессмысленная с военной точки зрения жестокая муштра. От офицеров и солдат стали требовать беспрекословного, слепого исполнения «диспозиций», начертанных в кабинетах. Произошел даже возврат к прошлому. Например, миниховское походное «каре» было всего лишь немецким названием того порядка, какой на Руси в XVII в. называли «полкохождением» войска в оцеплении обоза. На поле боя солдат также строили «по-миниховски» — большим каре, внутри которого находились обоз и конница, — отчего армия несла большие потери.
Заметно усовершенствовалось техническое оснащение армии. Ручное огнестрельное оружие пехоты дополнялось улучшенными видами пехотных солдатских и офицерских ружей и пистолетов, карабинами для кавалеристов, нарезными штуцерами для егерей, ручными гранатами для гренадеров. Изобретение русскими артиллеристами «единорогов» — орудия, стрелявшего разрывными снарядами, картечью и ядрами с большой дальностью и кучностью огня, — обеспечило решающее превосходство русской артиллерии в сражениях Семилетней и русско-турецких войн. Наряду с сотнями орудий «новой инвенции» успешно применялись и прежние, и после испытаний тех и других было признано необходимым «содержать при армии как прежние пушки и мортиры, так и новоизобретенные орудия».
Заметно усовершенствовалось техническое оснащение армии. Ручное огнестрельное оружие пехоты дополнялось улучшенными видами пехотных солдатских и офицерских ружей и пистолетов, карабинами для кавалеристов, нарезными штуцерами для егерей, ручными гранатами для гренадеров. Изобретение русскими артиллеристами «единорогов» — орудия, стрелявшего разрывными снарядами, картечью и ядрами с большой дальностью и кучностью огня, — обеспечило решающее превосходство русской артиллерии в сражениях Семилетней и русско-турецких войн. Наряду с сотнями орудий «новой инвенции» успешно применялись и прежние, и после испытаний тех и других было признано необходимым «содержать при армии как прежние пушки и мортиры, так и новоизобретенные орудия».
По указу 1743 г. была восстановлена, «как при Петре I», полковая артиллерия. В 1757 г. сформированы 2 артиллерийских полка по 10 рот с 69 гаубицами в каждом, 6 полков «новоинвентованных (вновь изобретенных.) орудий» и 3-фунтовых пушек, по 64 орудия и по два «мортирца» в каждом полку. Учрежден был также инженерный полк: к единственной оставшейся при Минихе минерной роте добавлено было еще 5 рот и сформированы 2 минерные, 2 пионерные и 2 «мастеровые» роты.
По указу 1743 г. была восстановлена, «как при Петре I», полковая артиллерия. В 1757 г. сформированы 2 артиллерийских полка по 10 рот с 69 гаубицами в каждом, 6 полков «новоинвентованных (вновь изобретенных.) орудий» и 3-фунтовых пушек, по 64 орудия и по два «мортирца» в каждом полку. Учрежден был также инженерный полк: к единственной оставшейся при Минихе минерной роте добавлено было еще 5 рот и сформированы 2 минерные, 2 пионерные и 2 «мастеровые» роты.
Улучшались плавучие средства армии. Вместо имевшихся в войсках со времен Петра «жестяных» понтонов корпус полевой армии обеспечивался 30 понтонами «красной листовой меди с деревянною отделкою», 516 лошадьми и телегами для перевозки, командой мастеров и обозными солдатами; все они были вооружены ружьями, шпагами и пистолетами «для охранения и караула (понтонов.) на станциях и походах»
Улучшались плавучие средства армии. Вместо имевшихся в войсках со времен Петра «жестяных» понтонов корпус полевой армии обеспечивался 30 понтонами «красной листовой меди с деревянною отделкою», 516 лошадьми и телегами для перевозки, командой мастеров и обозными солдатами; все они были вооружены ружьями, шпагами и пистолетами «для охранения и караула (понтонов.) на станциях и походах»
Крупномасштабное оснащение армии артиллерией и инженерными средствами потребовало усиленной (изрядно к тому времени запущенной) подготовки офицеров. Обучение их в прежних традициях было возобновлено непосредственно во вновь созданных артиллерийских и инженерном полках, понтонных командах.
Крупномасштабное оснащение армии артиллерией и инженерными средствами потребовало усиленной (изрядно к тому времени запущенной) подготовки офицеров. Обучение их в прежних традициях было возобновлено непосредственно во вновь созданных артиллерийских и инженерном полках, понтонных командах.
Военные школы приобретали все более выраженный сословно-дворянский характер. В 1745 г. в московских Артиллерийской и Инженерной школах было велено оставить только дворян, а «разночинцев» отослать в гарнизонную школу. Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге после Э. Миниха и принца Гессенского возглавил В. Н. Репнин (сын командира дивизии под Полтавой Н. И. Репнина), изучавший военное искусство в австрийской армии знаменитого полководца Евгения Савойского. Выпускников корпуса экзаменовали про­фессора Академии наук и сдавшим экзамены выдавали аттестаты о знании иностранных языков, истории, географии, математики. Среди выпускников корпуса был знаменитый русский писатель XVIII в А. П. Сумароков.
Военные школы приобретали все более выраженный сословно-дворянский характер. В 1745 г. в московских Артиллерийской и Инженерной школах было велено оставить только дворян, а «разночинцев» отослать в гарнизонную школу. Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге после Э. Миниха и принца Гессенского возглавил В. Н. Репнин (сын командира дивизии под Полтавой Н. И. Репнина), изучавший военное искусство в австрийской армии знаменитого полководца Евгения Савойского. Выпускников корпуса экзаменовали про­фессора Академии наук и сдавшим экзамены выдавали аттестаты о знании иностранных языков, истории, географии, математики. Среди выпускников корпуса был знаменитый русский писатель XVIII в А. П. Сумароков.
В 1758 г. генерал-фельдцейхменстер П. И. Шувалов (1710—1762) объединил Артиллерийскую и Инженерную школы (с 1762 г. – кадетский корпус). Круг изучаемых предметов был расширен, увеличены ассигнования на содержание учеников и преподавателей. Курс артиллерии преподавал видный ученый И. А. Вельяшев-Золынский, автор книги «Артиллерийские предложения». По штату 1762 г. в корпусе обучались 132 кадета. Здесь преподавали артиллерию, фортификацию, гражданскую архитектуру, историю, географию, механику, гидравлику, физику, химию, алгебру, геометрию, французский и немецкий языки.
В 1758 г. генерал-фельдцейхменстер П. И. Шувалов (1710—1762) объединил Артиллерийскую и Инженерную школы (с 1762 г. – кадетский корпус). Круг изучаемых предметов был расширен, увеличены ассигнования на содержание учеников и преподавателей. Курс артиллерии преподавал видный ученый И. А. Вельяшев-Золынский, автор книги «Артиллерийские предложения». По штату 1762 г. в корпусе обучались 132 кадета. Здесь преподавали артиллерию, фортификацию, гражданскую архитектуру, историю, географию, механику, гидравлику, физику, химию, алгебру, геометрию, французский и немецкий языки.
При корпусе была открыта «школа художеств» со 138 школьниками, изучавшими кроме «письменной» и словесной науки литейное, слесарное, чеканное, лафетное, токарное дело и другие «художества». «Вышние науки» в корпусе преподавали профессора Академии наук. Кадеты находились на полном содержании казны. По штату 1767 г. число воспитанников корпуса возросло до 600 человек, а к 1792 г. общее число кадетов и учеников с ротой солдатских детей, обучавшихся «художествам», превысило тысячу человек. При корпусе имелись библиотека и госпиталь с доктором, 5 лекарями и 10 подлекарями.
При корпусе была открыта «школа художеств» со 138 школьниками, изучавшими кроме «письменной» и словесной науки литейное, слесарное, чеканное, лафетное, токарное дело и другие «художества». «Вышние науки» в корпусе преподавали профессора Академии наук. Кадеты находились на полном содержании казны. По штату 1767 г. число воспитанников корпуса возросло до 600 человек, а к 1792 г. общее число кадетов и учеников с ротой солдатских детей, обучавшихся «художествам», превысило тысячу человек. При корпусе имелись библиотека и госпиталь с доктором, 5 лекарями и 10 подлекарями.
Таким образом, к концу XVIII в. Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус представлял собой высшее военно-учебное заведение с весьма широкой программой подготовки офицерского и вспо­могательного технического состава для артиллерии и инженерных частей армии.
Таким образом, к концу XVIII в. Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус представлял собой высшее военно-учебное заведение с весьма широкой программой подготовки офицерского и вспо­могательного технического состава для артиллерии и инженерных частей армии.
Одним из выпускников корпуса был М. И. Кутузов, который после основательной домашней подготовки в конце 1759 г. досрочно окончил это учебное заведение. Приказом П. И. Шувалова М. И. Кутузов «за его особенную прилежность и в языках и математике знание, а паче что принадлежит до инженера имеет склонность, в поощрение прочим... произведен мною в инженерный корпус первого класса кондуктором... и оставлен по-прежнему при школе... для обучения прочих».
Одним из выпускников корпуса был М. И. Кутузов, который после основательной домашней подготовки в конце 1759 г. досрочно окончил это учебное заведение. Приказом П. И. Шувалова М. И. Кутузов «за его особенную прилежность и в языках и математике знание, а паче что принадлежит до инженера имеет склонность, в поощрение прочим... произведен мною в инженерный корпус первого класса кондуктором... и оставлен по-прежнему при школе... для обучения прочих».
По штату 1798 г. в Военно-сиротском доме в Петербурге 200 ка­детов «благородного отделения» обучались математике, военным наукам, истории, немецкому языку, а 800 человек «отделения солдатских детей» — чтению, письму, арифметике и музыке. оенную музыку и нотную грамоту изучали под руководством капельмейстера в отделениях Военно-сиротского дома в Москве, Риге, Киеве, Николаеве и других городах. Давно уже существовавшая Архангельская военная школа была значительно расширена и преобразована в отделение Военно-сиротского дома «с присоединением морской школы».
По штату 1798 г. в Военно-сиротском доме в Петербурге 200 ка­детов «благородного отделения» обучались математике, военным наукам, истории, немецкому языку, а 800 человек «отделения солдатских детей» — чтению, письму, арифметике и музыке. оенную музыку и нотную грамоту изучали под руководством капельмейстера в отделениях Военно-сиротского дома в Москве, Риге, Киеве, Николаеве и других городах. Давно уже существовавшая Архангельская военная школа была значительно расширена и преобразована в отделение Военно-сиротского дома «с присоединением морской школы».
Военным и морским наукам, истории, географии, военной музыке, грамматике, арифметике, геометрии, тригонометрии обучалось в ней 700 учеников. Они пользовались глобусами, атласами, картами, астролябиями, готовальнями «с математическими инструментами» и т. д. В школе 34 учителя готовили штурманов, шкиперов, артиллеристов, музыкантов, а также корабельных мастеров.
Военным и морским наукам, истории, географии, военной музыке, грамматике, арифметике, геометрии, тригонометрии обучалось в ней 700 учеников. Они пользовались глобусами, атласами, картами, астролябиями, готовальнями «с математическими инструментами» и т. д. В школе 34 учителя готовили штурманов, шкиперов, артиллеристов, музыкантов, а также корабельных мастеров.
В 1801 г. в Дерпте, Гродно, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Вологде, Смоленске и на Волыни было учреждено 8 больших военных училищ (по две роты из 120 человек каждая) и еще в девяти городах открыты малые училища (по 1 роте в 120 человек) — всего на 3 тыс. воспитанников из «молодых дворян». После обучения их направляли для завершения военного образования в петербургские военные корпуса, гражданского — в Московский университет.
В 1801 г. в Дерпте, Гродно, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Вологде, Смоленске и на Волыни было учреждено 8 больших военных училищ (по две роты из 120 человек каждая) и еще в девяти городах открыты малые училища (по 1 роте в 120 человек) — всего на 3 тыс. воспитанников из «молодых дворян». После обучения их направляли для завершения военного образования в петербургские военные корпуса, гражданского — в Московский университет.
В 1783 г. в Петербурге был открыт Медико-хирургический институт, в котором преподавание велось на немецком языке. В то же время в двух медицинских училищах — в Москве и Петербурге— науки преподавались «на русском языке». Основанная при главных госпиталях Петербурга Медико-хирургическая академия, по докладу Медицинской коллегии, находилась в «цветущем состоянии» — при ней имелись библиотека, ботанический сад, кабинеты анатомии, химии, хирургии.
В 1783 г. в Петербурге был открыт Медико-хирургический институт, в котором преподавание велось на немецком языке. В то же время в двух медицинских училищах — в Москве и Петербурге— науки преподавались «на русском языке». Основанная при главных госпиталях Петербурга Медико-хирургическая академия, по докладу Медицинской коллегии, находилась в «цветущем состоянии» — при ней имелись библиотека, ботанический сад, кабинеты анатомии, химии, хирургии.
В «обширное для жилища учащихся здание» поступали молодые люди «из природных россиян», преимущественно студенты духовных семинарий, овладевшие латынью. По предложению Медицинской коллегии в 1802 г. институт был объединен с академией. Лекции студентам, находящимся на казенном содержании, профессора по их желанию могли читать на русском и немецком языках. Студенты проходили практику в госпиталях, получали деньги на приобретение книг, хирургических инструментов, а при выпуске — по 25 руб. единовременно «на обзаведение».
В «обширное для жилища учащихся здание» поступали молодые люди «из природных россиян», преимущественно студенты духовных семинарий, овладевшие латынью. По предложению Медицинской коллегии в 1802 г. институт был объединен с академией. Лекции студентам, находящимся на казенном содержании, профессора по их желанию могли читать на русском и немецком языках. Студенты проходили практику в госпиталях, получали деньги на приобретение книг, хирургических инструментов, а при выпуске — по 25 руб. единовременно «на обзаведение».
Сложившаяся система чинопроизводства в армии, подготовка офицерских и унтер-офицерских кадров через различные военные школы в значительной мере компенсировали последствия Манифеста о вольности дворянства 1762 г., нарушившего вековой принцип обязательной военной или государственной службы дворян. Военная служба дворян поощрялась высокой оплатой генеральских и офицерских должностей, постоянным увеличением размеров денежного жалованья, различными привилегиями на службе и в гражданской жизни.
Сложившаяся система чинопроизводства в армии, подготовка офицерских и унтер-офицерских кадров через различные военные школы в значительной мере компенсировали последствия Манифеста о вольности дворянства 1762 г., нарушившего вековой принцип обязательной военной или государственной службы дворян. Военная служба дворян поощрялась высокой оплатой генеральских и офицерских должностей, постоянным увеличением размеров денежного жалованья, различными привилегиями на службе и в гражданской жизни.
Так, например, в губернских и уездных дворянских собраниях правого голоса пользовались и могли занимать выборные должности лишь дворяне, которые на военной службе дослужились до обер-офицерского чина. Отставные офицеры обычно замещали выгодные должности в местной и центральной администрации, где больше трети чиновников первоначально служили в армии и во флоте.
Так, например, в губернских и уездных дворянских собраниях правого голоса пользовались и могли занимать выборные должности лишь дворяне, которые на военной службе дослужились до обер-офицерского чина. Отставные офицеры обычно замещали выгодные должности в местной и центральной администрации, где больше трети чиновников первоначально служили в армии и во флоте.
Пополнению армии офицерами способствовало распространение при Екатерине II прав дворянства на казацкую старшину Украины и войска Донского; после разделов Речи Посполитой русскую армию пополняли также офицеры из польских и литовских дворян, владевших имениями на землях, отошедших к России.
Пополнению армии офицерами способствовало распространение при Екатерине II прав дворянства на казацкую старшину Украины и войска Донского; после разделов Речи Посполитой русскую армию пополняли также офицеры из польских и литовских дворян, владевших имениями на землях, отошедших к России.
В целом армия была обеспечена офицерским составом. Так, например, в армии под командованием фельдмаршала П. А. Румянцева к началу 90-х годов при численном ее составе около 55 тыс. человек недоставало 491 офицера, но зато в полках находилось ожидающих назначения «сверх комплекта» 492 штаб- и обер-офицера.
В целом армия была обеспечена офицерским составом. Так, например, в армии под командованием фельдмаршала П. А. Румянцева к началу 90-х годов при численном ее составе около 55 тыс. человек недоставало 491 офицера, но зато в полках находилось ожидающих назначения «сверх комплекта» 492 штаб- и обер-офицера.
Стоматолог тольятти стоматологическая клиника Диамант. Модная женская одежда фото цены читать далее. рождественские яйца

В столице торжественно вручен «Меч Победы»

08.05.2015
Председатель Совета Федерации торжественно передала героическому городу Москва в лице мэра Сергея Собянина «Меч Победы».

Открытие экспозиции «Наследники славы Суворова в небе Победы» в Северной столице

06.05.2015
В музее полководца Александра Суворова в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки под названием «Наследники славы Суворова в небе Победы».

Проект «Дороги Победы» для детей безвозмездно

04.05.2015
Программа «Дороги Победы», в которую включены мероприятия по ознакомлению школьников с местами боевой славы и музеями, осуществляется с октября прошлого года. За реализацию проекта отвечает Российское военно-историческое общество, встретившее поддержку в лице Министерства Культуры и Федерального агентства по туризму.