Александр Васильевич Суворов

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

Фото ? Государственный музей А.В.Суворова. ч.1

В центре зала расположена французская пушка системы Грибоваля - одно из 39 орудий, взятых в качестве трофеев после сражения при итальянском городе Нови в 1799 г. Это один из первых экспонатов Суворовского музея.
В центре зала расположена французская пушка системы Грибоваля - одно из 39 орудий, взятых в качестве трофеев после сражения при итальянском городе Нови в 1799 г. Это один из первых экспонатов Суворовского музея.
Большой правый зал рассказывает о полководческом искусстве Суворова. Впервые в истории музея делается попытка раскрыть новаторские стороны в его полководческой деятельности, показать боевую практику великого полководца на фоне современного ему военного искусства.
Большой правый зал рассказывает о полководческом искусстве Суворова. Впервые в истории музея делается попытка раскрыть новаторские стороны в его полководческой деятельности, показать боевую практику великого полководца на фоне современного ему военного искусства.
Помимо традиционных экспонатов - вооружения, обмундирования, снаряжения русской армии суворовского времени, использованы реконструкции и макеты из оловянных солдатиков.
Помимо традиционных экспонатов - вооружения, обмундирования, снаряжения русской армии суворовского времени, использованы реконструкции и макеты из оловянных солдатиков.
Суворов вошел в историю не только как великий полководец, но и как выдающийся военный педагог. Главным, по его мнению, было обучать солдата тому, что понадобится на войне.
Суворов вошел в историю не только как великий полководец, но и как выдающийся военный педагог. Главным, по его мнению, было обучать солдата тому, что понадобится на войне.
На учениях он применял "сквозные атаки", воспроизводившие обстановку боя. Все свои основные взгляды на воспитание, обучение войск и военное искусство Суворов изложил в наставлениях "Полковое учреждение" и в изданной после его смерти в 1806 г. "Науке побеждать".
На учениях он применял "сквозные атаки", воспроизводившие обстановку боя. Все свои основные взгляды на воспитание, обучение войск и военное искусство Суворов изложил в наставлениях "Полковое учреждение" и в изданной после его смерти в 1806 г. "Науке побеждать".
Малый левый зал музея посвящен семье и ближайшим потомкам полководца, а также Польской кампании 1794 г. и обстоятельствам жизни А.В.Суворова в начале царствования императора Павла I.
Малый левый зал музея посвящен семье и ближайшим потомкам полководца, а также Польской кампании 1794 г. и обстоятельствам жизни А.В.Суворова в начале царствования императора Павла I.
В экспозиции представлены портреты и личные вещи его жены Варвары Ивановны Суворовой (урожденной княжны Прозоровской), дочери Натальи Александровны Суворовой ("Суворочки", в замужестве графини Зубовой), сына Аркадия Александровича Суворова - генерал-лейтенанта, трагически погибшего в 1811 году при переправе через реку Рымник, внуков Константина Аркадьевича и Александра Аркадьевича Суворова - генерала от инфантерии, Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора и генерал-губернатора Прибалтийских провинций.
В экспозиции представлены портреты и личные вещи его жены Варвары Ивановны Суворовой (урожденной княжны Прозоровской), дочери Натальи Александровны Суворовой ("Суворочки", в замужестве графини Зубовой), сына Аркадия Александровича Суворова - генерал-лейтенанта, трагически погибшего в 1811 году при переправе через реку Рымник, внуков Константина Аркадьевича и Александра Аркадьевича Суворова - генерала от инфантерии, Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора и генерал-губернатора Прибалтийских провинций.
Многие в детстве увлекались и увлекаются игрушечными солдатиками. Но, повзрослев, не все бросают свои привязанности и не только благодаря собственным чадам. Детская любовь к миниатюрным фигуркам превращается со временем в хобби. В результате возникают подчас весьма обширные коллекции оловянных фигур. Среди таких собирателей были императоры Наполеон и Александр I, Вальтер Скотт и Артур Конан-Дойл, Роберт Льюис Стивенсон и Ганс-Христиан Андерсен, Иоганн Вольфганг Гете и Уинстон Черчилль и многие другие.
Многие в детстве увлекались и увлекаются игрушечными солдатиками. Но, повзрослев, не все бросают свои привязанности и не только благодаря собственным чадам. Детская любовь к миниатюрным фигуркам превращается со временем в хобби. В результате возникают подчас весьма обширные коллекции оловянных фигур. Среди таких собирателей были императоры Наполеон и Александр I, Вальтер Скотт и Артур Конан-Дойл, Роберт Льюис Стивенсон и Ганс-Христиан Андерсен, Иоганн Вольфганг Гете и Уинстон Черчилль и многие другие.
В России первым известным "коллекционером" был император Петр III. Оловянные фигурки, которые в нашем обиходном языке называются просто солдатиками, в красочном и разнообразном мире игр и игрушек действительно пользовались и пользуются непреходящей популярностью.
При этом многообразие оловянных фигур отнюдь не сводится только к военным сценам. Практически все сферы человеческой деятельности так или иначе представлены в миниатюре. Фигурки изображают актеров и торговцев, придворных и ремесленников, сцены охоты и религиозных обрядов, свадьбы и цирковые представления, историю моды и даже животный мир.
При этом многообразие оловянных фигур отнюдь не сводится только к военным сценам. Практически все сферы человеческой деятельности так или иначе представлены в миниатюре. Фигурки изображают актеров и торговцев, придворных и ремесленников, сцены охоты и религиозных обрядов, свадьбы и цирковые представления, историю моды и даже животный мир.
Поэтому оловянная игрушка давно стала не столько средством развлечения, сколько познания. А исполнение фигурок, зачастую являющихся подлинными произведениями искусства, сделало миниатюру предметом серьезного коллекционирования.
Поэтому оловянная игрушка давно стала не столько средством развлечения, сколько познания. А исполнение фигурок, зачастую являющихся подлинными произведениями искусства, сделало миниатюру предметом серьезного коллекционирования.
Залы многих музеев мира украшают макеты и реконструкции из оловянных солдатиков, иллюстрирующие различные события. Например, Египетский музей в Берлине, где в оловянной миниатюре представлена история Древнего Египта, или Государственный мемориальный музей А. В. Суворова и Артиллерийский исторический музей в Санкт-Петербурге, где экспонируются макеты-реконструкции сражений разных эпох.
Залы многих музеев мира украшают макеты и реконструкции из оловянных солдатиков, иллюстрирующие различные события. Например, Египетский музей в Берлине, где в оловянной миниатюре представлена история Древнего Египта, или Государственный мемориальный музей А. В. Суворова и Артиллерийский исторический музей в Санкт-Петербурге, где экспонируются макеты-реконструкции сражений разных эпох.
Задачи музеев и принципы построения экспозиций, как правило, отводят оловянной миниатюре вспомогательную роль. Поэтому лишь в специальном музее можно показать собственно оловянную фигурку, которая своей многовековой историей получила на это право, будучи не только игрушкой, но и художественным произведением рук человеческих.
Задачи музеев и принципы построения экспозиций, как правило, отводят оловянной миниатюре вспомогательную роль. Поэтому лишь в специальном музее можно показать собственно оловянную фигурку, которая своей многовековой историей получила на это право, будучи не только игрушкой, но и художественным произведением рук человеческих.
В Германии, например, имеется около тридцати таких музеев. Наиболее значительный из них находится в городе Кульмбахе. В России же - ни одного. Хотя только в нашем музее находится коллекция мирового значения, насчитывающая более 60 тысяч фигурок, одна из которых даже побывала в космосе.
В Германии, например, имеется около тридцати таких музеев. Наиболее значительный из них находится в городе Кульмбахе. В России же - ни одного. Хотя только в нашем музее находится коллекция мирового значения, насчитывающая более 60 тысяч фигурок, одна из которых даже побывала в космосе.
Эта уникальная коллекция обязана своим возникновением двум ленинградским коллекционерам - М.В.Люшковскому и А.И.Любимову, многолетним членам Военно-исторической секции Дома ученых и Ученого совета Музея А.В.Суворова.
Эта уникальная коллекция обязана своим возникновением двум ленинградским коллекционерам - М.В.Люшковскому и А.И.Любимову, многолетним членам Военно-исторической секции Дома ученых и Ученого совета Музея А.В.Суворова.
После их кончины коллекции поступили в музей, а из инициативной группы, собранной ими при Артиллерийском историческом музее, в 1968 г. был создан военно-исторический кружок.
аседания кружка проходили как в Артиллерийском, так и в Музее А.В.Суворова. Первыми руководителями кружка стали Р.Ш.Сот - главный библиограф Артиллерийкого исторического музея и О.В.Харитонов - сотрудник Музея А.В.Суворова. В 1975 г. кружок окончательно перешел в Музей А.В.Суворова, в котором впоследствии преобразовался в Клуб любителей военно-исторической миниатюры.
аседания кружка проходили как в Артиллерийском, так и в Музее А.В.Суворова. Первыми руководителями кружка стали Р.Ш.Сот - главный библиограф Артиллерийкого исторического музея и О.В.Харитонов - сотрудник Музея А.В.Суворова. В 1975 г. кружок окончательно перешел в Музей А.В.Суворова, в котором впоследствии преобразовался в Клуб любителей военно-исторической миниатюры.
Сегодня, когда Санкт-Петербург признан ведущим центром, где создаются лучшие современные произведения в жанре оловянной миниатюры, они достойны претендовать на отдельный показ и быть представлены в специальном Музее "солдатиков".
Сегодня, когда Санкт-Петербург признан ведущим центром, где создаются лучшие современные произведения в жанре оловянной миниатюры, они достойны претендовать на отдельный показ и быть представлены в специальном Музее "солдатиков".
Взятие Измаила в декабре 1790г. стало переломным моментом второй русско-турецкой войны. Измаил к тому времени был первоклассной крепостью, которую защищала целая армия. Запасы его позволяли выдержать осаду, а укрепления проектировали отличные европейские инженеры. В то же время русская армия была плохо снабжена продовольствием и боеприпасами, не имела осадной артиллерии, и страдала от болезней.
Взятие Измаила в декабре 1790г. стало переломным моментом второй русско-турецкой войны. Измаил к тому времени был первоклассной крепостью, которую защищала целая армия. Запасы его позволяли выдержать осаду, а укрепления проектировали отличные европейские инженеры. В то же время русская армия была плохо снабжена продовольствием и боеприпасами, не имела осадной артиллерии, и страдала от болезней.
Однако все это не заставило Суворова изменить правилу, которое он позднее сформулировал так: «Не терять времени в осадах…лучше брать крепости штурмом, силой. Так имеешь меньше потерь». Свою уверенность в успехе атаки он сумел вдохнуть и в подчиненных генералов, так что те же самые люди, которые совсем недавно высказывались за отступление от Измаила, на военном совете решили брать крепость штурмом.
Однако все это не заставило Суворова изменить правилу, которое он позднее сформулировал так: «Не терять времени в осадах…лучше брать крепости штурмом, силой. Так имеешь меньше потерь». Свою уверенность в успехе атаки он сумел вдохнуть и в подчиненных генералов, так что те же самые люди, которые совсем недавно высказывались за отступление от Измаила, на военном совете решили брать крепость штурмом.
В кратчайшие сроки было заготовлено все необходимое для штурма: лестницы, фашины, были даже построены вал и ров, подобные Измаильским, на которых солдаты отрабатывали приемы штурма. Суворов решил атаковать крепость всеми имеющимися войсками одновременно на всем протяжении линии укреплений, в том числе и высадить десант со стороны Дуная, наименее защищенной.
В кратчайшие сроки было заготовлено все необходимое для штурма: лестницы, фашины, были даже построены вал и ров, подобные Измаильским, на которых солдаты отрабатывали приемы штурма. Суворов решил атаковать крепость всеми имеющимися войсками одновременно на всем протяжении линии укреплений, в том числе и высадить десант со стороны Дуная, наименее защищенной.
Штурм начался до рассвета 11 декабря, продолжался 10 часов и закончился полной победой – крепость была взята, а ее защитники перебиты или взяты в плен. «Нет крепчей крепости, ни отчаянее обороны, как Измаил, падшей пред высочайшим троном ее императорского величества кровопролитным штурмом!» написал Суворов в донесении Потемкину сразу после взятия крепости.
Штурм начался до рассвета 11 декабря, продолжался 10 часов и закончился полной победой – крепость была взята, а ее защитники перебиты или взяты в плен. «Нет крепчей крепости, ни отчаянее обороны, как Измаил, падшей пред высочайшим троном ее императорского величества кровопролитным штурмом!» написал Суворов в донесении Потемкину сразу после взятия крепости.
Многие из участников штурма потом говорили, что глядя при дневном свете и в спокойном состоянии духа на взятые ими укрепления, они содрогались и не хотели верить своим глазам. Сам Суворов говорил впоследствии, что «на такой штурм можно отважиться раз в жизни».
Многие из участников штурма потом говорили, что глядя при дневном свете и в спокойном состоянии духа на взятые ими укрепления, они содрогались и не хотели верить своим глазам. Сам Суворов говорил впоследствии, что «на такой штурм можно отважиться раз в жизни».
Своему соратнику по Рымникской битве принцу Кобургскому Суворов сообщал: «Гарнизон состоял действительно из 35000 вооруженных людей, хотя Серкасир и получал провианту на 42000. - Мы полонили: трех-бунчужного пашу Мустафи, 1 Султана, сына Серкасирова, Капиджи Башу, множество Бим-Башей и других чиновников, всего 9000 вооруженных людей, из коих в тот же день 2000 умерло от ран.
Своему соратнику по Рымникской битве принцу Кобургскому Суворов сообщал: «Гарнизон состоял действительно из 35000 вооруженных людей, хотя Серкасир и получал провианту на 42000. - Мы полонили: трех-бунчужного пашу Мустафи, 1 Султана, сына Серкасирова, Капиджи Башу, множество Бим-Башей и других чиновников, всего 9000 вооруженных людей, из коих в тот же день 2000 умерло от ран.
Около 3000 женщин и детей Турецких в руках Победителей... – Во время штурма погибло до 26000 турков и татар, в числе коих Серкасир сам, 4 Паши и 6 Султанов. – Нам досталось 245 пушек и мортир, 364 знамени, семь бунчугов, два санджака, превеликое множество пороху и других снарядов, магазины, полные съестных припасов...
Около 3000 женщин и детей Турецких в руках Победителей... – Во время штурма погибло до 26000 турков и татар, в числе коих Серкасир сам, 4 Паши и 6 Султанов. – Нам досталось 245 пушек и мортир, 364 знамени, семь бунчугов, два санджака, превеликое множество пороху и других снарядов, магазины, полные съестных припасов...
Эта победа поразила всех современников. Поэты, в том числе Г.Р. Державин, писали поэмы и оды, посвященные этому событию. Дж. Г. Байрон описал взятие Измаила в своей поэме «Дон Жуан».
Эта победа поразила всех современников. Поэты, в том числе Г.Р. Державин, писали поэмы и оды, посвященные этому событию. Дж. Г. Байрон описал взятие Измаила в своей поэме «Дон Жуан».
Неизвестный художник - современник Суворова изобразил взятие Измаила на своей живописной картине (представлена в 4-ом зале музея). И впоследствии художники неоднократно обращались к этой теме.
Неизвестный художник - современник Суворова изобразил взятие Измаила на своей живописной картине (представлена в 4-ом зале музея). И впоследствии художники неоднократно обращались к этой теме.
Через 22 года после штурма Измаила многие его участники приняли участие в Отечественной войне 1812г., где показали себя отважными и умелыми военачальниками. Некоторые из них удостоились быть изображенными на портретах Д. Доу, написанных для Военной галереи Зимнего дворца.
Тема Измаильского штурма до сих пор популярна. Связанные с ним образы широко используются в качестве торговых марок и сувенирной продукции.
Тема Измаильского штурма до сих пор популярна. Связанные с ним образы широко используются в качестве торговых марок и сувенирной продукции.
В конце XIX века в кругах российской общественности, особенно среди военных, все больше распространялась идея достойно увековечить память Александре Васильевича Суворова. Ведь приближалось столетие со дня его кончины — 18 мая 1900 года. Полководческий талант и боевые подвиги генералиссимуса хотелось отметить неординарно, как-то по особенному.
В конце XIX века в кругах российской общественности, особенно среди военных, все больше распространялась идея достойно увековечить память Александре Васильевича Суворова. Ведь приближалось столетие со дня его кончины — 18 мая 1900 года. Полководческий талант и боевые подвиги генералиссимуса хотелось отметить неординарно, как-то по особенному.
И возник замысел создания полноценного музея великого русского полководца, где не только должны собираться и храниться реликвии, сведения, связанные с его именем и деятельностью, но куда, подобно храму, смогли бы всегда приходить люди, чтобы поклониться воинскому гению, приобщиться к ратной славе России, проникнуться духом самоотверженного служения Отечеству.
И возник замысел создания полноценного музея великого русского полководца, где не только должны собираться и храниться реликвии, сведения, связанные с его именем и деятельностью, но куда, подобно храму, смогли бы всегда приходить люди, чтобы поклониться воинскому гению, приобщиться к ратной славе России, проникнуться духом самоотверженного служения Отечеству.
Созданная в марте 1898 года особая суворовская комиссия на первом же заседании решила ходатайствовать перед царем о выделении средств на организацию музея. Николай II высочайше повелел: быть посему.
Дальше нужно было решить вопрос о здании, в котором разместиться музей. Члены комиссии считали, что оно должно возводиться специально и отличаться уникальной архитектурой. Но все предлагавшиеся на конкурс проекты отвергались один за другим. Либо не представляли собой ничего оригинального, либо не укладывались по смете в 300.000 рублей, выделенных казной. Так продолжалось до тех пор, пока свой проект не представил академик архитектуры Александр Иванович Гогин.
Дальше нужно было решить вопрос о здании, в котором разместиться музей. Члены комиссии считали, что оно должно возводиться специально и отличаться уникальной архитектурой. Но все предлагавшиеся на конкурс проекты отвергались один за другим. Либо не представляли собой ничего оригинального, либо не укладывались по смете в 300.000 рублей, выделенных казной. Так продолжалось до тех пор, пока свой проект не представил академик архитектуры Александр Иванович Гогин.
Он предложил возвести сравнительно небольшое здание, стилизованное под древнерусскую крепость, - с мощной надвратной башней, зубчатыми кромками стен. А внутри оно должно было напоминать устройство православных храмовых строений с центральным залом, подобным алтарной части церквей. Чего-либо другого для осуществления первоначального замысла музея и не требовалось
Он предложил возвести сравнительно небольшое здание, стилизованное под древнерусскую крепость, - с мощной надвратной башней, зубчатыми кромками стен. А внутри оно должно было напоминать устройство православных храмовых строений с центральным залом, подобным алтарной части церквей. Чего-либо другого для осуществления первоначального замысла музея и не требовалось
И все же казенных денег на организацию "памятехранилища" великого полководца явно не хватало. Суворовская комиссия через военного министра А.Н.Куропаткина обратилась к Императору с предложением устроить по добровольной подписке сбор средств на эти цели у граждан. Согласие было получено. И с того момента создание музея стало в стране делом поистине всенародным. В накоплении «суворовского капитала» своими личными средствами приняли участие буквально все слои российского общества: от крестьян отдаленных сибирских деревень до государыни-императрицы.
И все же казенных денег на организацию "памятехранилища" великого полководца явно не хватало. Суворовская комиссия через военного министра А.Н.Куропаткина обратилась к Императору с предложением устроить по добровольной подписке сбор средств на эти цели у граждан. Согласие было получено. И с того момента создание музея стало в стране делом поистине всенародным. В накоплении «суворовского капитала» своими личными средствами приняли участие буквально все слои российского общества: от крестьян отдаленных сибирских деревень до государыни-императрицы.
Самый же существенный вклад внесла армия. Первый коллективный взнос был сделан 27 марта 1898 гола солдатами и офицерами 4-го Финляндского полка. Офицеры 81-го пехотного Апшеронского полка решили в течение трех лет отчислять четверть процента получаемого жалованья. Из воинских частей производились также отчисления с денежных сумм, отпускаемых на полковые праздники. А в 1900 году в армии был проведен
Самый же существенный вклад внесла армия. Первый коллективный взнос был сделан 27 марта 1898 гола солдатами и офицерами 4-го Финляндского полка. Офицеры 81-го пехотного Апшеронского полка решили в течение трех лет отчислять четверть процента получаемого жалованья. Из воинских частей производились также отчисления с денежных сумм, отпускаемых на полковые праздники. А в 1900 году в армии был проведен '"суворовский день" вольных работ. Солдатам разрешалось потрудиться, кто где сможет. Заработанные деньги — 75 тыс. 872 руб. 78 копеек — перечислили в воинскую складчину на музей.
укладка плитки, тратуарная плитка Спортивный костюм адидас ориджинал . Оптовая продажа устройств, краны с консольной ручкой в наличии.

Посвящение Суворову

20.06.2014
В воскресенье, 18 мая 2014 года в Благовещенской усыпальнице прошли мероприятия в честь дня памяти российского полководца Александра Васильевича Суворова.

Суворовцы в Ногинске

18.06.2014
В первый день лета Ногинский учебный центр Военного института (общевойскового) ВУНЦ «ОА ВС РФ» принял московских суворовцев-третьекурсников, их командира С.Г. Литвиненко, преподавателей начальной военной подготовки и воспитателей. Мероприятие рассчитано на 11 дней.

Празднование юбилея Швейцарского похода Суворова

16.06.2014
К 215-летию перехода российского полководца через Альпы в Лихтенштейне появилась серия почтовых марок с изображениями картин российского и швейцарского художника Алекса Долля.В блоке десять марок, номиналом в 1 швейцарский франк каждая.