Александр Васильевич Суворов

«Благость и милосердие потребны героям.»

Памятник А.В.Суворову на Марсовом поле в г.С.-Петербурге, XIX век


Памятник А.В.Суворову на Марсовом поле в г.С.-Петербурге, XIX век

Памятник А.В.Суворову на Марсовом поле в г.С.-Петербурге, XIX век

Памятник российскому полководцу А. В. Суворову был торжественно открыт 5 мая 1801 года, в первую годовщину смерти Суворова, на Марсовом поле. Генералиссимус представлен в образе древнеримского бога войны Марса. Самого Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли «богом войны» за его стремительность, непреклонность и быстроту. Это был первый крупный памятник, целиком созданный русскими мастерами. Автором памятника выступил скульптор М. Козловский, а пьедестал был изготовлен по проекту архитектора А. Воронихина. Мастер Ф. Гордеев создал барельеф на пьедестале, на котором в аллегорической форме изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский, 1801 г.». Эти титулы напоминают о самых громких победах Суворова: на реке Рымник в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где полководец нанес поражение французской армии.

Монумент прославленному воину, который известен тем, что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был задуман еще при жизни Суворова: в 1799 год император Павел I приказал изваять триумфальный монумент, подобный тем, что ставили победоносным полководцам Древнего Рима. В 1801 году памятник был открыт на Марсовом поле, а в 1818 — перенесен на Суворовскую площадь, где он находится в настоящее время.

Суворов изображен с мечом, которым он поражает незримого противника, и щитом. Этим щитом полководец прикрывает трехгранный жертвенник, на котором расположены неаполитанская и сардинская короны, а также папская тиара. За жертвенником из земли растут лилии — символы защищенных Россией народов Италии. Памятник стал символом доблести отечественного оружия и непобедимости российской армии.

Во время войны памятник Суворову, так же как памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, не был закамуфлирован. Люди верили, что, пока изваяния великих полководцев целы, врагу не бывать в городе. Войска, уходившие на фронт, салютовали памятнику великому полководцу.

Существует легенда, согласно которой памятник генералиссимусу все же хотели спрятать в подвале одного из домов, находящихся неподалеку от Суворовской площади. Однако ночью одному из тех, кто отвечал за перенос памятника, явился во сне сам Суворов: он грозил пальцем и напоминал, что при жизни никогда не был трусом и не хотел бы им быть после смерти. Он гневно сказал, что именно трусы умирают на войне первыми. Приказ о переносе памятника был отменен, а через несколько дней вражеский снаряд, пролетев мимо бронзовой головы памятника, угодил прямо в тот самый подвал, в котором хотели спрятать монумент.

Графическое четкое звучание монумента хорошо передано поэтом Всеволодом Рождественским в строфе, открывающей стихотворение «Памятник Суворову»:

«Среди балтийских солнечных просторов,
Пред широко распахнутой Невой,
Как бог войны встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой».


ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич. Щит с фигурами Слав. Барельеф пьедестала памятнику А.В. Суворову. Бронза, гранит

Севастополь объединил воспитанников трёх военных училищ

23.12.2015
Под крышей Севастопольского президентского кадетского училища собрались воспитанники трёх военных учреждений России. Более 350 человек приехало для обмена опытом, оздоровления и отдыха в стенах лучшего кадетского училища полуострова.

Любовь и бунт в Елабужском музее

18.12.2015
Масштабная экспозиция в историко-архитектурном музее г. Елабуга, посвящённая пушкинскому наследию, пугачёвскому восстанию и образованию Оренбургской губернии, определённо заслуживает внимания. 150 уникальных экспонатов объединены в трёх крупных разделах. В экспозиции представлены элементы интерьера казачьего быта, национальные костюмы, праздничная и свадебная атрибутика XIX в.

Старинный дар молодому музею

15.12.2015
Историко-краеведческий музей ковровского района не может похвастаться долгой биографией. Образованный только в 2000 году, он ещё не сумел стать значимым памятником культуры и хранителем наследия великих ценностей. Однако первый серьёзный вклад в фонд музея внёс бывший житель ковровского района, ныне – столичный коллекционер, предоставивший в ведение музея богатую коллекцию предметов старины, в том числе ценной графики и элементов мебели.