Александр Васильевич Суворов

«Благость и милосердие потребны героям.»

«А.В. Суворов», Б.Эдуардс, г. Измаил

«А.В. Суворов», Б.Эдуардс, г. Измаил
«А.В. Суворов», Б.Эдуардс, г. Измаил

Эдуардс Борис Васильевич (1860 — ?) — художник, график, скульптор. Родился в Одессе в семье английского коммерсанта. После успешного окончания Одесской рисовальной школы (1876 — 1881 г.г.) поступил в петербургскую Академию художеств, которую, впрочем, вскоре оставил «по слабости здоровья». В конце 1882 г. Эдуардс вернулся в Одессу, где занялся скульптурой. В 1888 году за работы представленные на ежегодной выставке Петербургской Академии художеств Эдуардс получил от Академии звание классного художника 3-й степени. Для изучения техники бронзового литья в 1889 — 1890 г.г. работал в Париже на заводе литья Барбадьен чернорабочим, скрыв свою профессию скульптора. По возвращении в Одессу Эдуардс открыл Ателье художественной и промышленной скульптуры и бронзолитейный завод.

Из монументальных работ Эдуардса наиболее значителен памятник А.В.Суворову (создан в 1914 г., установлен в Измаиле в 1954 г.). В 1919 г. Эдуардс эмигрировал, по одним источникам, — на остров Мальту, где прожил до 1924 г., по другим — в Лондон, где умер в начале 30-х годов.

В октябре 1909 года члены Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, в их числе — скульптор Б.В.Эдуардс, посетили Румынию — для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских — 7 тысяч, австрийцев — 18 тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

И вот спустя 120 лет возникает идея создать монумент на Рымникском поле. Осуществить ее поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина во Владимирском соборе и многие другие.

21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе царского ведомства по приему прошений, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц, военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной по этому случаю мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

Ровно 85 лет назад, 6 ноября 1913 года, на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги.

Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней победной атаке.

Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На передней грани, над варяжским щитом, был высечен крест — напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте, самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. На четвертой грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.

Рымникский памятник высоко оценили специалисты. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».

В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события...» Именно этот документ и помог установить авторство медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии.

Но сам памятник, к сожалению, постигла печальная участь. Через восемь месяцев началась Первая мировая война, во время которой его демонтировали и вывезли. Однако творение художника осталось жить в других воплощениях. Вскоре после открытия монумента в Рымнике Эдуардс приступает к работам по увековечиванию памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь на боковых барельефах предполагалось изобразить эпизоды штурма Измаильской крепости.

Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Так и простояла полностью готовая скульптура в бывшей мастерской Эдуардса до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед входом в одесский Художественный музей на обыкновенных деревянных подкладках.

В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея.
В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея.

В 1945 году по постановлению Совнаркома Украины статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.

Фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову, творцу классической «Науки побеждать», в 1954 году в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть — точная копия выполненной академиком Эдуардсом конной статуи.

Источник: «Русская история в зеркале изобразительного искусства» и «Всемирный клуб одесситов»

Севастополь объединил воспитанников трёх военных училищ

23.12.2015
Под крышей Севастопольского президентского кадетского училища собрались воспитанники трёх военных учреждений России. Более 350 человек приехало для обмена опытом, оздоровления и отдыха в стенах лучшего кадетского училища полуострова.

Любовь и бунт в Елабужском музее

18.12.2015
Масштабная экспозиция в историко-архитектурном музее г. Елабуга, посвящённая пушкинскому наследию, пугачёвскому восстанию и образованию Оренбургской губернии, определённо заслуживает внимания. 150 уникальных экспонатов объединены в трёх крупных разделах. В экспозиции представлены элементы интерьера казачьего быта, национальные костюмы, праздничная и свадебная атрибутика XIX в.

Старинный дар молодому музею

15.12.2015
Историко-краеведческий музей ковровского района не может похвастаться долгой биографией. Образованный только в 2000 году, он ещё не сумел стать значимым памятником культуры и хранителем наследия великих ценностей. Однако первый серьёзный вклад в фонд музея внёс бывший житель ковровского района, ныне – столичный коллекционер, предоставивший в ведение музея богатую коллекцию предметов старины, в том числе ценной графики и элементов мебели.